Из истории одного экспоната. Ножницы для снятия нагара со свечей

У этого предмета были и другие названия: свечные ножницы, фитильные щипцы, съемы или съемцы. Созданы они были для укорачивания фитилей свечей, а также для снятия с них нагара в домах и храмах.

Почти забыто еще одно название этого предмета — мушеты, произошедшее от французского слова mouchettes, поскольку традиционные европейские ножницы для снятия нагара и подрезки фитиля имели плоские и широкие лезвия-клинки, сначала прямые, а с XVII века – изогнутые, препятствовавшие падению отрезанного фитиля. Кроме того, для удобства пользования у европейских ножниц были ножки-опоры (как правило, три — одна поддерживала лезвие, две других поддерживали ручки). С середины XIV века на одно из лезвий стали напаивать небольшой ящичек для срезанных фитилей.

Потом к ножницам добавился небольшой поднос. До начала XIX века свечи изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара и коптил тем больше, чем длиннее был фитиль.

В России во избежание пожаров в придворных залах, театрах, и храмах за состоянием свечей, которые часто использовали в различных осветительных приборах — подсвечниках, канделябрах, люстрах, следили специальные слуги, оснащённые щипцами и гасильниками – металлическими колпачками на длинных палках.

Позже, даже с изобретением парафина и стеарина необходимость укорачивать свечной фитиль все равно не отпала. В XIX веке фитили изготавливали из толстого жгута, усиленного свинцовой нитью, который практически не сгорал. По мере оплавления свечи пламя на несгорающем фитиле становилось слишком высоким и опасным, да и свеча плавилась быстрее. До начала века стеариновые и парафиновые свечи были дорогим удовольствием и, чтобы они медленнее оплавлялись, фитиль подрезали на высоту не более полсантиметра.

В конце XIX века ножницы для снятия нагара прилагались также к масляным лампам, работавшим на растительном или животном жире.

Свечные ножницы чаще всего отливали из латуни. Но встречаются экземпляры из бронзы, стали. Очень элегантными были ножницы из серебра и мельхиора, которые часто были настоящими произведениями искусства. На них чеканили гербы и знаки владельцев, изображали различные жанровые сценки, наносили затейливые узоры.

В XX веке фитили стали пропитывать борной кислотой, и он стал сгорать без остатка, так что необходимость подрезать фитиль и удалять его сгоревшие части отпала, следовательно, и в щипцах для снятия нагара более не было нужды.

Мода на щипцы в богатых домах появилась в ХVII веке, однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХIХ, как и экземпляр нашего музея, который занимает достойное место в экспозиции интерьерного зала «Кабинет-библиотека».