История Кричевской верфи

Одним из ведущих производств в Кричеве во времена Потёмкина была судоверфь. Во многих упоминаниях принято считать 1785 год — годом вода судоверфи в строй. Создавалась она не на пустом месте. Строительство речных судов в Кричеве осуществлялось издавна, а при Потемкине Г. А. постройка их получила новое развитие в связи с возросшими объемами перевозок сырья и готовой продукции в низовья Днепра для нужд Черноморского флота и зарубежной торговли.

Сохранился акварельный рисунок города Кричева 80-х годов XVIII в. художника М. Иванова. На крутых холмах правого берега реки Сож возвышаются стены и башни крепости, ратуша, храмы, жилые дома и хозяйственные постройки. Хорошо видна судоверфь со шпилем, на котором установлена фигурка корабля.

 

Картина М. Иванова «Вид Кричева в XVIII веке»

Только рисунок — чертеж А. Мейера и акварель М. Иванова донесли до нас архитектурный облик кричевской верфи. За ненадобностью в начале XIX в. она была разобрана. Бесспорно, установить точное местонахождение верфи ныне нелегко в связи с изменением абриса берега реки и отсутствием каких-либо следов былой постройки.

Подробное (географическое, историческое, экономическое, статистическое) описание Кричева составлено в 1786 году известным российским экономистом и ботаником А. К. Мейером, который находился здесь в качестве агронома походной канцелярии Потемкина.

 

 

Верфь строилась в западной части Кричева в затоне правого высокого берега реки Сож у впадения в нее речки Кричевки. Реку Сож в районе верфи расширили и углубили, построили причалы и стапеля для сборки корпусов судов. На возвышенной части берега были построены два одноэтажных деревянных на каменных фундаментах корпуса с двухъярусной башней с высоким шпилем между ними. Один из корпусов предназначался для сушки и хранения корабельных пиломатериалов, во втором размещались производственные помещения.
От соснового бора через заливные луга был прорыт канал, по которому доставлялась заготовленная древисина для нужд верфи и для сплава в низовье Днепра.

Из Петербурга, Москвы и других городов в Кричев были направлены различные специалисты для организации работ по строительству самой верфи и постройки на ней судов, а также по заготовке корабельных пиломатериалов.

В числе таких специалистов упоминаются полковник Нефедьев, инженер

Феленберг, Самюэль Бентам — известный английский кораблестроитель, механик, инженер, который управлял верфью и заводами в 1784-1787 гг.

Строительством кораблей в Кричевском отделении Черноморского адмиралтейства руководил двоюродный дед А.С. Пушкина выдающийся русский инженер, русский военачальник, военный деятель, главнокомандующий Черноморским флотом генерал Иван Абрамович Ганнибал.

 

 

Кричевляне не только строили корабли, но и многие из них стали матросами. Они принимали участие в морских боях под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Мало кто знает о таком человеке, как галерный мастер Григорий Корчебников, который выполнял

роль эксперта в погрузке и доставке различных грузов из так называемых «белорусских дач» Г.А. Потемкина с 1779 года в южные уголки Российской империи.

На верфи строились в основном грузовые суда «байдаки», малые галеры и суда других типов. В 1786 году на Кричевской судоверфи была построена галера «Десна» — одно из головных судов, предназначавшееся для путешествия Екатерины II по Днепру от Киева до Кременчуга. Позднее было построено 13 парусных и 12 гребных судов.