История Кричевской судоверфи

Одним из ведущих производств в Кричеве была судоверфь. Во многих упоминаниях принято считать 1785 год – годом вода судоверфи в строй. Создавалась она не на пустом месте. Строительство речных судов в Кричеве осуществлялось издавна, а при Потемкине Г.А. постройка их получила новое развитие в связи с возросшими объемами перевозок сырья и готовой продукции в низовья Днепра для нужд Черноморского флота и зарубежной торговли.

Верфь строилась в западной части Кричева в затоне правого высокого берега реки Сож у впадения в нее речки Кричевки. Реку Сож в районе верфи расширили и углубили, построили причалы и стапеля для сборки корпусов судов. На возвышенной части берега были построены два одноэтажных деревянных на каменных фундаментах корпуса с двухъярусной башней с высоким шпилем между ними. Один из корпусов предназначался для сушки и хранения корабельных пиломатериалов, во втором размещались производственные помещения.

От соснового бора через заливные луга был прорыт канал, по которому доставлялась заготовленная древисина для нужд верфи и для сплава в низовье Днепра.

Из Петербурга, Москвы и других городов в Кричев были направлены различные специалисты для организации работ по строительству самой верфи и постройки на ней судов, а также по заготовке корабельных пиломатериалов.

В числе таких специалистов упоминаются полковник Нефедьев, инженер Феленберг, Самюэль Бентам – известный английский кораблестроитель, механик, инженер, который управлял верфью и заводами в 1784–1787 гг.

Строительством кораблей в Кричевском отделении Черноморского адмиралтейства руководил  двоюродный дед А.С. Пушкина выдающийся русский инженер, русский военачальник, военный деятель, главнокомандующий  Черноморским флотом генерал Иван Абрамович Ганнибал.

Кричевляне не только строили корабли, но и многие из них стали матросами. Они принимали участие в морских боях под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Мало кто знает о таком человеке, как галерный мастер Григорий Корчебников, который выполнял роль эксперта в погрузке и доставке различных грузов из так называемых «белорусских дач» Г.А. Потемкина с 1779 года в южные уголки Российской империи.

На верфи строились в основном грузовые суда «байдаки», малые галеры и суда других типов. В 1786 году на Кричевской судоверфи был построен корабль «Десна». «Десна» – это бывшая императорская яхта, построенная для знаменитого путешествия русской императрицы Екатерины Великой в Крым для плавания по Днепру и перехода морем в Севастополь. В связи с нехваткой боевых кораблей «Десна» была перестроена, вооружена и зачислена в состав Лиманской флотилии. В 1787 г. «Десна» под командованием мичмана Ломбарда (мальтийского рыцаря на русской службе) в течение двух с половиной часов атаковала турецкую эскадру из 38 судов, в том числе нескольких линкоров, и оказывала поддержку с моря крепости Кинбурн, гарнизоном которой командовал А. В. Суворов. Атака «Десны» под командованием А. Ломбарда сорвала поддержку с моря 17 кораблями турецкого десанта. В результате войска Суворова полностью разгромили врага при Кинбурне и уничтожили его. Впоследствии в составе кораблей Лиманской флотилии под командованием де Рибаса «Десна» участвовала во взятии крепости Гаджибей (Одесса) и знаменитом штурме Измаила. Позднее на Кричевской судоверфи было построено 13 парусных и 12 гребных судов.